18 декабря в Краснодаре состоится 4-х часовой интенсив по эффективной работе с целевой аудиторией) Юридический пиар сегодня Помним героев! ​​​​​​​22 Мая Битва Франшиз Live в г.Саратов! «Три-З» проведет вебинар для пациентов в Краснодаре и Ессентуках ​​​​​​​Бизнесом движет… интернет Информационно-аналитичесий портал "Бизнес России, БРИКС и СНГ" поздравляет православных христиан с Пасхой! Парк техники «Южной» растет вместе с виноградниками Агрофирма «Южная» заложит новые элитные виноградники Клиники «Три-З» разыграют бесплатные операции в рамках проекта «Тотальный диктант» Подписано соглашение на новый отель Park Inn by Radisson Vilnius Airport Hotel & Business Center Развитие Теlе2 Radisson Hotel Group представляет новый премиальный бренд Radisson Collection Презентация нового названия группы Radisson Hotel Group на форуме IHIF Турбезопасность: перспективы и реальность
Главная » 2015 » Февраль » 2 » Илья РЯБЫЙ: красота решения с НСПК заключается в том, что она не забирает наш бизнес

Илья РЯБЫЙ: красота решения с НСПК заключается в том, что она не забирает наш бизнес

02.02.2015 в 08:30 Экономика

Илья РЯБЫЙ: красота решения с НСПК заключается в том, что она не забирает наш бизнес

MasterCard рассчитывает, что владельцы карточек не заметят перевода процессинга в НСПК (Национальная система платежных карт) с 31 марта, в противном случае люди "проголосуют ногами", быстро уйдут в кэш. О том, что меняется в работе платежной системы в России, влиянии санкций и "девальвационной истерики" на карточный бизнес и попытках понять, как адаптироваться к закону о хранении персональных данных к 2016 году, глава российского офиса MasterCard Илья Рябый рассказал в интервью ТАСС.
- В какие сроки процессинг MasterCard будет полностью переведен в НСПК?
- Законом установлен срок - 31 марта. Работаем день и ночь. Уложиться в сроки будет сложно, но план реалистичен - это не фантастика, в условиях которой невозможно жить. Стороны вкладывают в проект все свои силы. Процесс перевода процессинга разделен на этапы. НСПК разработала график подключения банков, которые в своей очередности будут вставать на обслуживание. Естественно, системообразующие банки находятся в фокусе внимания.

- Что для меня изменится в этот день?
- Надеюсь, что ничего. Угрозы есть всегда, и если то, что в итоге будет построено, будет работать криво, об этом первым узнает потребитель. Придет в магазин, захочет расплатиться карточкой и не сможет этого сделать. Мы отдаем себе в этом отчет и считаем своей основной задачей такую организацию взаимодействия с НСПК, при которой потребитель не заметит ничего. Просто всегда помним об этом, даже если идет увлекательная работа с технологией. Иначе клиенты "проголосуют ногами", а мы этого не хотим.
 
"Пытаемся оставлять на карточке "крючки", мотивирующие клиентов держать на ней деньги"
- Куда уходить, если это общая ситуация для платежных систем?
- В кэш. Это наш главный конкурент. Глобально у платежных систем есть два направления развития. Во-первых, это существующий сектор расчетов, который уже покрыт платежными операторами. В этом секторе мы можем конкурировать за счет качества и безопасности. Но гораздо больший рынок - общий объем потребительских расходов, который покрыт платежными системами совсем незначительно. Здесь есть куда расширяться. В России только 15% от общего объема операций по оплате товаров и услуг проходит через карточки. Остальное - наличными.
Но в количестве транзакций уже более 60% приходится на розничные покупки. Средний чек стремительно снижается, и это очень позитивный индикатор для рынка. Значит, карта из инструмента оплаты редких больших покупок превращается в инструмент повседневного использования. И вот эту тенденцию мы пытаемся всячески стимулировать: объясню почему. 
Россия не кредитный, а дебетовый рынок. Больше 90% операций проходят по дебетовым картам. Основная доля дебетовых карт - это карты зарплатные. А самый невыгодный для банка клиент - тот, кто получает зарплату на карту и сразу все снимает. Ему нужно сделать и выдать карту, зачислить деньги на счет, привезти банкомат на предприятие и т. д. А потом не получить с него ничего.
Банки очень заинтересованы в том, чтобы их клиенты тратили деньги с карт в розничных сетях. Мы тоже в этом заинтересованы. Пытаемся оставлять на карточке "крючки", мотивирующие клиентов держать на ней деньги. Например, это возможность оплатить картой поездку в метро или наземном транспорте, не выстаивая очередь за билетом, или оплатить коммунальные платежи.
А когда на карте лежат какие-то деньги, появляется возможность и желание что-то еще оплатить безналично, хотя бы купить себе чашку кофе, и так постепенно люди приучаются платить картами. Это удобнее и безопаснее, чем кэш. 
- А санкции в 2014 году не привели к временному отскоку в кэш из-за недоверия к платежным системам?
- Отскока в кэш не было, хотя рынку приходится непросто. Мы видим часть процессов, которые происходят в экономике. Например, динамика потребительских трат существенно замедляется, потому что розничный рынок очень сильно зависит от настроения потребителей. В 2011-2012 годах проводились международные социологические исследования, согласно которым потребители в России были признаны самыми счастливыми в Европе. Люди смотрели в будущее с оптимизмом, легко и с удовольствием тратили деньги.
А когда будущее туманно, люди начинают меньше тратить и больше откладывать на черный день. Хотя на фоне недавней девальвационной истерики, когда все бросились скупать бытовую технику, мы зафиксировали всплеск. Но в целом розничная торговля просела - там караул что происходит. У платежных систем ситуация сейчас легче и лучше.
- Предполагается ли трансферт ваших технологических решений в НСПК? Чем поделитесь?
- Мы ведем активное технологическое взаимодействие с НСПК с момента ее создания. В частности, совместно разрабатываем интерфейсы для взаимодействия платежной системы и локального свича.
Надо сказать, что в НСПК работают крепкие профессионалы. Но и помощь людей, которые собаку съели на межбанковском процессинге, не может быть лишней. С НСПК работают наши российские специалисты и команда из Сент-Луиса, где расположен глобальный процессинговый центр MasterCard. В последние три месяца они проводят в России не меньше времени, чем у себя дома. 

- Не возникает конфликта интересов из-за того, что ваш брат работает в НСПК?
- Нет. Во-первых, в силу специфики его деятельности. Он специалист (и классный специалист, я должен заметить) по претензионной работе в области карточных платежей. А во-вторых, любой потенциальный конфликт интересов должен раскрываться по корпоративным правилам MasterCard. Корпорация знает, что мой родственник работает в НСПК, и не видит здесь конфликта интересов, равно как не вижу его и я.
- Санкционный режим не мешает передаче технологий?
- НСПК не находится под санкциями, у нас нет никаких ограничений по работе с ними.
- Норма пяти девяток по доступности процессинга будет соблюдаться (соотношение между календарным годом и временем, когда система была недоступна, пять девяток означает, что процессинг не может простаивать более 5 минут в год)?
- Обязательно. Они сами перед собой поставили такую задачу, потому что прекрасно осведомлены о наших нормативах.
- А задачу по обеспечению безопасности интернет-платежей они перед собой тоже поставили?
- Абсолютно. После миграции процессинга на НСПК такие операции будут осуществляться с прежней степенью защиты.
 
"Далеко не факт, что собственная инфраструктура выгоднее работы с российским партнером"
- Почему вы поменяли расчетные банки на ЦБ?
- Мы во всем мире постепенно переходим на открытую расчетную модель. Существует два способа организации расчетов - открытая и закрытая модели. В последней выбирается расчетный банк, в котором все участники расчетов обязаны открыть счета. Эти счета балансируются в ноль, по итогам каждого операционного дня сумма дебетов равна сумме кредитов. Наша мировая практика показала, что это не самая удобная схема организации расчетов. Не всем удобно иметь счета в том банке, который мы назначаем расчетным.
Альтернативная и более прогрессивная модель - открытая, в которой мы не определяем, где банкам открывать счета. Если банк должен деньги платежной системе, то он обязуется перевести их по нашим реквизитам. Откуда они придут, нам все равно. Если система должна деньги банку, мы переведем их туда, куда вы нам скажете. Естественно, в такой модели большинство банков выбирает для получения средств корреспондентские счета в Центробанке.
- Перевод процессинга окажет влияние на финансовые результаты работы MasterCard в России?
- Красота решения с НСПК заключается в том, что она не забирает наш бизнес, а превращается в инфраструктурного партнера - операционный и клиринговый центр. Мы покупаем ее услуги, но наши отношения с банками не меняются. 
Значит, структура наших доходов не изменится, но появится дополнительная статья расходов. Объемы расходов защищены коммерческой тайной, но они не влияют на уровень здоровья нашей финансовой модели и позволяют нам считать Россию важным и выгодным рынком.

- Не жалеете, что не успели создать собственный процессинг в России?
- Далеко не факт, что собственная инфраструктура выгоднее работы с локальным партнером. Если бы нам дали выбор - или переводите расчеты на НСПК, или стройте инфраструктуру с нуля самостоятельно, - мы взяли бы карандаш и бумагу и провели бы расчеты. Решение по итогам этого расчета было бы чисто коммерческим. Но выбора нам не оставили, и мы не проводили расчетов.
- Дискуссия по обеспечительным взносам завершена?
- Да. В соответствии с законом, обеспечительный взнос рассчитывается как сумма операций с картами, совершенных в течение двух дней. Это не сумма полученных нами средств, то есть, строго говоря, это не наш оборот. Именно это и делает требование о внесении обеспечительного взноса запретительным для нашей бизнес-модели.
- Вы готовы к новому закону о персональных данных в России, который вступает в силу с 2016 года?
- Мы исполняем законы стран, где работаем. Что касается данного вопроса, сейчас изучаем изменения, стараемся понять, как с этим жить. На мой взгляд, важно оценивать и социальный эффект от введения этих требований. Платежный рынок - это только один из аспектов. А медицина? Томографы, например, хранят данные о пациентах в облачных сервисах.
- Вы рассматривали сценарий распространения российских требований к работе платежных систем на территорию Евразийского экономического союза?
- Мы думаем и о таком варианте. И с этой точки зрения наша работа с НСПК может стать хорошим примером для реализации на всей территории ЕАЭС.
 
Беседовал Петр Канаев
(Москва, ТАСС)

Источник: http://itar-tass.com

Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2015 PORTALBISINFO/ Разработчик: Енин Владимир Николаевич / Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Войти Зарегистрироваться
Свернуть
Развернуть
Необходима авторизация
0