Главная » Интервью » Экономика |
(Агентство Качалов и Коллеги)
Кризис – лучшее время для роста Или почему крупные международные компании стали таковыми именно в кризис. Как добиваться роста продаж на 10% даже в сокращающихся рынках. Когда все плачут, кто-то зарабатывает на продаже носовых платков Американская народная бизнес мудрость
Кризисы приходят по графикуОдна из самых интересных, заманчивых и провокационных тем в бизнесе – кризис. Мало кому известно, но существует две точки зрения на то, как компаниям вести дела в кризис.
Но, сначала несколько слов о том, что все хорошо, все идет по графику, и в кризисе нет ничего страшного. Хотя, конечно же, середина декабря 2014 года полна была тревожными событиями. Индекс РТС рухнул почти в два раза, рухнул курс рубля почти в два раза, рухнули цены на нефть и многое, многое, многое другое. Безусловно, это большие и, конечно же, очень негативные события. Но! Давайте спросим друг друга: меньше ли стали производить наши заводы? Меньше ли стали производить одежды, еды, питания, других товаров? Кстати, у меня есть хорошая новость – стали производить больше! В ноябре как раз пошел рост российского производства потребительских товаров. И это уже хорошая новость. Так почему же у многих наступает паника в кризисные времени? Ведь для этого нет никаких основании! Не углубляясь в детали, обращаю ваше внимание на ключевые экономические выводы более чем столетней давности
Так что же мы видим у нас с вами, в России? Первый кризис, глубокий и системный, как известно, пришел осенью 1998. Прошло РОВНО десять лет, и в осень 2008 года мы с вами имеем второй кризис. Итак, всё началось по Марксу – кризис раз в десять лет. И теперь декабрь 2014 года. Прошло шесть лет после кризиса 2008 года. И мы с вами входим в третий кризис! Уже смело прогнозируется на 2015 снижение экономики России. Через шесть лет после последнего кризиса. На мой взгляд, это хороший признак. И даже ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. Всего лишь на всего за 10-15 лет наш российский рынок прошел тот путь, который зарубежные страны проходили в течение 150-200 лет. От Карла Маркса до Ленина, от кризисов раз в 10 лет к кризисам раз в 5-6 лет. Мы на полной скорости прошли этот период не за 100 лет, а за 15. И теперь нам с вами необходимо сделать следующий очень интересный шаг. Ведь
Важные решения менеджеров – выбрать ростКстати, в свое время было модно вспоминать про китайские иероглифы, описывающие слово «кризис» - опасность и возможность. Строго говоря, это скорее красивая сказка – второе слово с китайского переводится как «момент». То есть перевод с китайского: кризис – опасный момент.
И кстати, именно Карл Маркс сделал очень интересный вывод – причина кризисов в жадности руководителей бизнесов. И их слабый профессионализм, помноженный на жадность, и приводит к кризисам. А теперь подробнее о решениях менеджеров. Как вы думаете, что объединяет подавляющее число крупных международных брендов?
Так я спрашиваю своих знакомых, участников наших проектов, семинаров и мастер-классов. И, конечно же, многие говорят – это лидеры в своих сегментах, крупные международные компании, многие из США. Но правда скрывается глубже и скрыта от глаз. Все эти компании сделали рывок к мировому господству, начали расти из локальных компаний, из компаний-аутсайдеров в своей отрасли, в компании мирового уровня прежде всего в кризис. И давайте послушаем одного из самых авторитетных менеджеров XX столетия. A.G. Lafley, ex-CEO, Procter & Gamble десятки лет проработал в «Проктер энд Гэмбл» и в начале XXI века он честно признался: основная стратегия «Проктер энд Гэмбл» – увеличивать долю рынка в тот момент, когда наступают кризисы. И он подчеркнул – эта стратегия применяется КАЖДЫЙ кризис, начиная с Великой депрессии 1929 года. Результат – налицо. За 70 лет компания «Проктер энд Гэмбл» стала одной из крупнейших компаний, производящей потребительские товары. Оказывается, кризисы для профессиональных менеджеров – это благо. Они смогут сделать рывок, они смогут вырасти. Кризисы дают новый импульс как отдельным компаниям, так и всей экономике в целом. 5 причин, чтобы вырасти в кризисВо всем мире для роста в кризис есть четыре фактора. У меня есть хорошая новость – в России есть еще и пятый замечательный фактор. О нем мы поговорим отдельно, и это специальный подарок для всех наших российских предпринимателей. Фактор №1: даже в сильный кризис рынки не падают до нуляЕсли вспомнить кризис 2008 года, то сильнее всего сократился рынок недвижимости. В первые месяцы кризиса – почти на 50%, а в некоторых регионах и на 60%. Но это громадное падение означает, что целых 40% ОСТАЛОСЬ (!). И те компании, которые смогли воспользоваться новыми потребительскими трендами и возможностями, – именно они тогда и продавали. И один из наших клиентов на рынке строительных материалов, воспользовавшись этим, каждый месяц по-прежнему поднимал продажи на 3-5%. Ну а если мы говорим сегодня о ситуации 2014 года, то даже по самым скромным подсчетам рынок платежеспособного спроса в России – более 100 триллионов рублей. Кому-то этого мало для бизнеса, не хватит? Конечно же, можно расти! Тем более, тут возникает второй очень важный фактор, помогающий расти активным менеджерам. Фактор №2: легче рекламировать и продвигать свой товарВедь многие менеджеры испугались, многие сделали паузу, отменили выпуск новых товаров, отменили новую рекламу, отменили выход в тот или иной регион. Конкуренты затаились. В этой ситуации и реклама будет виднее, и менеджеры по продаже могут более успешно продавать! Ведь в тишине голос смелого более слышен. Тем более, как показывают исследования, клиенты с большим доверием относятся к той компании, которая активно продвигает себя в кризис. Ведь для клиентов – это сигнал, что в компании все в порядке – товар есть, никакой паники. Фактор №3: многие рынки в России еще не насыщеныТем более, спрос в России не только никуда не исчез – спрос еще и растет. Многие, почти все товарные рынки России еще не насыщены. Многим рынкам еще расти, как минимум в 1.5-2 раза. А некоторым рынкам расти и в десятки раз. Фактор №4: в кризис легче внедрять измененияИ, в конце концов, важная, и даже сверхважная, ключевая управленческая мудрость – ведь именно в кризис легче всего внедрять изменения. Тот менеджер, кто пытался изменить пункты контракта, тот, кто пытался изменить трудовой договор или договор на поставку товара, отлично знает, с каким сопротивлением сотрудники, менеджеры, дилеры, другие партнеры воспринимают те или иные новшества: «О боже мой! Это решение не найдет понимание нашего руководства! Этот товар не пойдет! Давайте подождем с этими изменениями!» И только в кризис, когда высок уровень страха и тревожности, легче внедрять изменения. И многие изменения ждут своего часа именно до кризиса. Именно в кризис легче всего проводить реформы: в своей компании и в компаниях-партнерах. Самый главный потенциал роста. Эксклюзивно для российских компаний. Многие решения еще не внедрены.Конечно же, возможно, он это не самая приятная новость. Но, зато правда:
Правда хорошая сторона этой новости заключается в том, что большинство необходимых решений хорошо известно. А многие из этих решений легко внедрить. И это приводит к росту продаж, зачастую, на второй месяц. И это и есть самый большой и простой потенциал роста. Как измерить эффективность менеджера и бизнеса и увидеть свой потенциалМы тогда должны договориться о таком термине, как «эффективность»: Эффективность бизнеса и одновременно менеджеров. Этот термин, оказывается, незнаком для большинства российских менеджеров. Хотя, казалось бы, что здесь сложного?:
Конечно же, 6-8 руб млн (200 тыс долл) на сотрудника в год – это не единственное и исключительное значение. Существуют отрасли-исключения.
И после того как мы с вами познакомились с основными терминами и значениями, давайте посмотрим на самый ключевой и самый негативный фактор во всех исследованиях, которые мы делали последние много лет. Управленческая эффективность российских компаний в 2-3 раза ниже, чем в Европе и СШАДело в том, что выручка большинства российских компаний не превосходит зачастую 2-3 миллионов рублей на человека в год. То есть среднестатистический сотрудник российской компании производит и продает в 2--3 меньше продукции, чем такой же среднестатистический сотрудник европейской или американской компании. Именно такая НИЗКАЯ управленческая эффективность российских компаний и есть в большинстве случаев причина потери рынка, низких зарплат, отсутствия прибыли и многое другое. А теперь контрольный вопрос о крупнейших компаниях в отрасли, например, Тойота, BASF и другие, какая там эффективная выручка? Большинство российских менеджеров не могут даже и представить такую цифру. А правильный ответ – у некоторых мировых лидерах выручка 20-30 и более миллионов рублей на одного сотрудника (по курсу 30-35 руб за доллар). То есть около миллиона да Вот в этом принципиальная разница между российским и крупным международным бизнесами:
И это же, на самом деле, причина сегодняшнего кризиса. Российские менеджеры десятки лет крайне неэффективно расходовали один из самых важных и дорогостоящих ресурсов в своем бизнесе – своих сотрудников. Это тот барьер в развитии, с которым столкнулось более 90% российских компаний. Невозможно дальше эффективно развивать бизнес, не организовав работу своих сотрудников. Простые инструменты роста в тяжелые времена, время на запуск = 10 минут (!)Именно с этих инструментов начинают самые опытные менеджеры из Европы и США. Шаг 1. Запретить прием нового персоналаЭто, думаю понятно, ведь у нас уже безумно, в 2-3 раза, раздуты штаты. Шаг 2. Начать сокращение персонала, минимум на 2-3% ежемесячноЭто позволит оставить самых лучших работников, на которых можно положиться. И, безусловно, процесс этого сокращения должен быть правильно организован с помощью аттестации и других важных мероприятий. Шаг 3. Один новый сотрудник = вместо двух старыхИ, если мы захотим принять одного нового сотрудника, то зачастую мы должны сказать себе: «Давайте уволим двух старых».
Через это прошли многие компании в процесс своей реструктуризации: Вимм-Билль-Данн, Росбанк, АвтоВАЗ и многие другие. Они сумели повысить свою эффективность буквально в течение полугода-года. И получить дополнительные свободные ресурсы. Иногда можно не увольнять, если сумеете поднять производство и продажи на 10-20% с тем же составомКонечно же, не всегда хочется увольнять сотрудников, тем более в тяжелые времена. Я понимаю. И, кстати говоря, этого можно не делать. Но высшая математика выхода из кризиса состоит в двух ключевых аспектах.
С вами был как обычно, Игорь Качалов, Президент Агентства Ясные Решения crisisgrowth.clearsolutions.ru
|
|
|
|
| |
Всего комментариев: 0 | |
Имя *: | ||
Email: | ||
|
||
Подписка: | 1 | |
Код *: | ||