На вопросы Информационно-аналитического портала «Бизнес России и СНГ» отвечает Роман Кацеба – российский арт-фотограф, живущий в Краснодаре, известый супрематическими композициями, которые сообщают зрителю о деталях, правящих миром. Но один из его проектов объединил сотни фотографов со всех континентов.
- То, что вы делаете как фотограф, - искусство или ремесло?
- Это самовыражение. Ремесло предполагает зарабатывание денег, а у меня первоначальный импульс к творчеству – запечатлеть значимое, которое лежит на поверхности, но в повседневной жизни остается незамеченным. Увидеть необычное в обыденном.
- Вы стали художником не после выпускного в художественной школе, со стороны посмотреть – уже зрелый человек начал снимать арт.
- Я просто стал делать то, что хотел делать всегда. Первый фотоаппарат у меня был еще в школе, и до сих пор у мамы хранится не меньше сотни старых пленок. Но как совместить возможности инструмента и свой внутренний поиск я понял недавно. Повлияло образование. В тридцать четыре года я пришел в школу фотографии Елены Суховеевой и закончил там несколько курсов - композиции, сложного портрета, истории искусства и другие. Это мне очень помогло. Дало не только знания, но и систематику. Можно сказать, Елена Суховеева сделала из меня автора.
- А что отличает автора от простого фотографа?
- У человека должна быть внутренняя позиция, содержание, взгляд на мир. На этой базе уже возможно строить художественное высказывание и транслировать его миру. Первые фотографии, которые я делал, – это были просто красивые картинки. Но отсматривая спонтанно сделанные фотографии, я стал задавать себе вопрос: а для чего я это делаю, что я хочу получить? С этого и начинается авторская фотография. Пусть даже ответы на эти вопросы ты получаешь не в словах, а в чувствах и мыслях.
- И каков ответ, для чего вы это делаете?
- Есть такая концепция: в единой капле может отразиться весь космос. Мои проекты отражают эту мысль, философию. Фотоаппарат - не столько средство фиксации действительности вокруг, сколько средство для исследования самого себя, своего понимания окружающего.
- Сказалось ли как-то ваше техническое образование на творчестве?
- Да, конечно. Я по образованию сетевой инженер, строю сети передачи данных. Построение сетей – это построение системы. Думаю, уместно будет сравнить большую сеть связи с живым организмом, которому необходима помощь и контроль. Если вовремя не отреагировать на проблему, организм сразу ответит сбоем в работе. Это учит быть внимательным к деталям. Понимать, что даже самый маленький нюанс может оказаться решающим. Все мои проекты, которые я показывал на выставках и которые можно посмотреть на моем сайте romankatseba.photo, сообщают о значительности деталей.
- На сайте выложены четыре серии, а сколько проектов сейчас у вас в работе?
- Один почти завершен, второй - в процессе съемки. Третий снимаю не я, его снимает весь мир.
- Можно подробнее?
- Он называется «Небо мира». Я прошу, в основном это происходит через соцсети, людей из разных уголков планеты сфотографировать небо над собой. Фотографии присылают мне на почту с указанием времени и места, где были сделаны снимки. Я выкладываю их в Instagram @sky_observer, сейчас там уже около 200 снимков. Если зритель не будет читать подписи к этим фото, то отличить Англию от Испании, Испанию от Аргентины, Аргентину от Флориды будет невозможно. Небо над Японией и в Москве одинаково. Людям на земле, по большому счету, делить нечего. Границы, которые проведены, которые разделяют народы, начерчены людьми для людей. Но самой природой эти границы не предусматривались.
- Этот проект будет реализован в выставочном пространстве?
- Вопрос на злобу дня. Я хотел бы сделать это, но в какой форме, еще не решил. А пока есть страница проекта skyobserver.space в сети. Преимущество его еще в том, что такой проект может продолжаться вечно (смеется).
- У вас есть камера, интернет, образование, - чего порой не хватает фотографу для дальнейшего развития - связей, техники?
- По технике – это вечный вопрос. Техники всегда будет не хватать. Тут нужно подходить по принципу достаточного, а не желаемого. А так, образование, самообразование - вот что никогда не будет лишним. Художнику необходимо понимать, что делается в мире, куда движется творческая, художественная мысль. Сейчас, например, я с интересом слушаю лекции Бориса Гройса, очень освежает. Чего мне не хватает и к чему я буду всегда стремиться - получение новых знаний о современном мире. Это подпитывает творческие способности, подбрасывет новые идеи.
- Какие события, люди в вашем окружении влияют на вашу фотографию, вдохновляют?
- Судя по моим работам, я, наверное, все-таки интроверт. Вдохновение мне приходит не от людей. Что касается событий, да, в Краснодаре есть хорошие фестивали. Фестиваль современного искусства «Может». Фестиваль Photovisa – знаковое событие, я участвовал в там в портфолио ревю. Получил довольно разнонаправленную критику от ревьюеров – от полного разгрома до поддержки и похвалы. Честно говоря, получая такую критику, я прихожу к выводу, что не стану делать проект только потому, что он кому-то должен понравиться. Когда-то фотограф Виктор Хмель сказал мне, что автор должен делать то, что нравится только ему. Сначала я принял это в штыки, потом на веру, а сейчас сам убедился: у автора должна быть внутренняя позиция и честность перед собой.
- Ваша серия «Знаки» показывает преемственность по линии русского супрематизма. Вам нравится быть человеком, который представляет отечественную традицию, страну, регион?
- Супрематизм – это то, что мне очень близко, да, и то, что он родом из России, –большой приятный бонус. Но мне хотелось бы быть частью мира. Привязать себя к супрематизму, как течению в искусстве - да. Привязать себя к территории – пожалуй, нет. Такой посыл отражается и в моем проекте «Небо мира», который показывает, что принадлежность к месту или территориальная принадлежность более чем условна.
- Серия «Чужие» напоминает фотоигру, сразу догадываешься, что у вас есть дети, с которыми вы можете так же поиграть, превращая обычные предметы в посланников с других планет. Семья и работа не становятся для вас причиной внутренней двойственности, разделения на художника и обывателя?
- Так не рассматривал. Я живу по принципу «все делать с радостью» – и ходить на работу, и возвращаться к семье, и фотографировать.
- Какие имена и работы в искусстве, в фотографии вас вдохновляют?
- Малевич вдохновляет. По духу мне близки минималисты, модернисты. В фотографии? Сара Мун, Йозеф Куделка, Софи Каль.
- Экспериментируете с новыми технологиями?
- Да, один из моих новых проектов будет связан с работой в «Фотошопе». Чистая фотография - это хорошо, но стоять на месте не хочется. Я захотел что-то привнести в изображение.
- Как художник, вы живете только проектами: сразу задумываете тему и работаете на нее?
- Да. Хотя тут возможен разный подход. Проект «Знаки», например, шел от концепции: сначала идея, что дорожные знаки могут быть прочитаны как знаки перехода в другую реальность, а потом я уже стал это снимать. А серия «Воспоминания младенца между мирами» сначала появилась как визуальный ряд, потом была полностью забракована, несколько раз переснята и только потом я сформулировал то, что хотел сказать, создавая проект. А само название мне пришло во сне.
- У вас амбициозные цели в искусстве?
- Моя цель в творчестве – быть понятым, но и заметным, конечно, тоже. При этом, честолюбие не должно мне мешать оставаться честным перед собой.
- А что эта честность для вас обнаружила, что вы поняли, делая свои проекты?
- Процесс осмысления становится постоянным, он затягивает. Разгадывание, размышление над взаимодействием главного со второстепенным в кадре и в жизни стало для меня обычным процессом, и это, пожалуй, меняет качество жизни.
- Роман, спасибо за интересную беседу!
Ольга Иванова.
|