СМИ рассказали, на сколько дней Италии хватит газа без России Венесуэла объявила о начале платежей по долгам PDVSA Правительство согласовало нефтегазовые доходы и пополнение ФНБ Дворкович рассказал об уровне продовольственной самообеспеченности России Единогласное решение: в ЕС выступили за продление антироссийских санкций Ключевые моменты разговора Путина с журналистами В Краснодаре прошел Киноклуб БКС Премьер в партнерстве с винодельней «Кубань-Вино», организованный РЕНОМЕ Онлайн. В Краснодаре прошел Киноклуб БКС Премьер в партнерстве с винодельней «Кубань-Вино», организованный РЕНОМЕ Онлайн. "Роснефть" назвала условие переговоров о мировом соглашении с АФК "Система" Первая партия сжиженного природного газа с "Ямала СПГ" пойдет в Британию Россия завершила процесс адаптации к западным санкциям, заявил Песков Эксперты считают, что северокорейские хакеры могли красть биткоины Министерская конференция ВТО: без прорывов, но с движением вперед Экономисты: наибольшие в ЕС потери из-за санкций против России несет ФРГ Трамп заявил, что США стоят на пороге "нового экономического чуда"
Главная » Интервью » Экономика

Тимур Аитов: Национальных платежных систем должно быть две!

Тимур Аитов: Национальных платежных систем должно быть две!

 О том, сколько должно быть платежных систем, какими они должны быть и что для этого стоит сделать, Информационно-аналитическому порталу «Бизнес Центральной России» рассказывает Вице-президент Национального платежного совета ТИМУР АИТОВ

 Г-н Аитов,  давайте начнем с Вашего ключевого тезиса о том, то платежных систем должно быть две…  Почему именно две? Может, три или четыре лучше? Перейдут ли количественные изменения в качественные?

 Когда на рынке работает одна система-монополист, это плохо. Посмотрите на лидеров рынка — две платежные системы Visa и Master Card – что позволило им стать столь совершенными? Именно конкуренция. Обе системы развивались и совершенствовались только потому, что потребители всякий раз голосовали своими кошельками за те или иные новации и сервисы одной из них. Это служило стимулом развития. Уверен, что и на нашем рынке должно быть, по крайней мере, две системы, имеющих особые государственные преференции. Хотя общее количество платежных систем в стране может быть любым – никто их закрывать не собирается. Пусть работают и занимают свои соответствующие ниши. Работы хватит на всех.

 Хорошо. А хватит ли денег на финансирование сразу двух проектов? Не накладно ли? Ведь называют суммы, в расчете только на одну систему, составляющие миллиарды рублей?..

  А кто сказал, что государство должно безвозмездно датировать создание своих национальных платежных систем? Возможно, государство и выступит инвестором при создании систем, но операторы НСПК должны будут вернуть все средства. И вернуть, что называется с «походом» – увеличенную сумму, с учетом того, что пользовались этими средствами в течение какого-то времени, а государство при этом еще и несло риски не получить средства обратно. Такая позиция самая правильная – деньги надо не распиливать, а наоборот, приращивать. Это непросто – не спеша надо все взвесить, оценить затраты. Посчитать доходы и расходы, наметить стратегию развития проекта с учетом реалий. Подготовить бизнес-план.


 А есть ли у нас на это все время? Заниматься всеми этими прикидками и обоснованиями? Новые остановки платежей могут возникнуть в любой момент…

 Вопрос скорейшего создания именно системы платежей немного «перегрет», в том числе, стараниями СМИ. Тем, кто следит за текущей ситуацией ясно, что существует масса участков, по которым можно нанести не менее, и даже более ощутимые удары - чем по системам розничных безналичных платежей. Да, будет неприятно, если в супермаркете у вас не примут карту. Но я напомню, что еще совсем недавно крупнейшая сеть супермаркетов в России вообще не принимала карты МПС в оплату. В торговых залах, включая Москву и Петербург, стояли многочисленные банкоматы, в которых клиенты снимали деньги, а уже потом проходили в расчетный кассовый узел с наличными. Такая была схема. И ничего, никто от этого не умирал.

Я бы в ходе этого предварительного анализа ситуации обратил особое внимание и на мобильные платежи, которые приходят на смену картам во всем мире и активно развиваются. Кстати, карты, как инструмент доступа к счету у нас не у всех имеются. А вот телефонов у некоторых граждан аж по две штуки, почему бы не сконцентрировать усилия и в этом направлении, в том числе?

 Но в марте 2014 года задача поставлена Президентом конкретно создать Национальную платежную систему карточных платежей

 Президент не сказал ничего о картах, он сказал о том, что нужна платежная система для розничных платежей – альтернативная и способная заменить международные платежные системы (МПС). Слова о карточной системе появились позже. Кстати, МПС – тоже не содержат в своем названии слова карта. Что такое платежная система вообще? Это три такие большие  ипостаси – это сетка точек приема, это правила платежной системы и это программно-аппаратный комплекс, реализующий правила системы. Хотя в точках приема сегодня по большей части, стоят карточные терминалы, но карта и телефон являются равноправными средствами доступа к счету клиента, а опора на мобильный аппарат даже выглядит привлекательнее, чем карта из прошлого века. По крайней мере, нигде в мире нет серьезной национальной системы мобильных платежей и место крупнейшей пока вакантно (смеется). Здесь мы могли бы быть первыми, конечно, не сбрасывая со счетов и карты. Карты до сих пор популярнее, тем более, что к нам приезжает много иностранцев.

Тимур, а  когда по Вашему мнению, у нас заработает своя НСПК?

 Скорее, это вопрос не ко мне, а к руководству оператора НСПК. Знаю, что назначены квалифицированные люди, пожалуй, одни из самых квалифицированных в отрасли для реализации этого проекта и. уверен, они приложат все усилия, чтобы запустить систему в кратчайший срок. Больших и непредсказуемых затрат проект нашей НСПК , позволяющий обслуживать российские карты в России, а западные - за рубежом, по моему мнению, не вызовет. Тем более, что у нас в стране уже есть похожая по своим функциям платежная система – это «Объединенная расчетная система» или ОРС, консолидирующая сети банкоматов, пункты выдачи наличных и приема платежей 200 банков и 35 тыс. банкоматов. И если к системе ОРС присоединится еще и Сбербанк, то вопрос с обработкой карт МПС будет снят. ОРС уже сегодня работает по принципу «свитча», который переключает схему обработки транзакций в зависимости от вида карт. Если карта принадлежит иностранцу и выпущена иностранным банком (это сразу можно определить по номеру карты), то обрабатывается карта за рубежом, а информация идет по «международной петле» - через МПС. А если карта эмитирована российским банком, то информация за пределы страны не выходит и петля «замыкается» в России. Это немного условная трактовка, так как само информационное пространство и его границы не совпадают с границами государства, то есть, петля для нашей карты может и выйти за географическую границу. Важно, что МПС этот выход никак не отслеживают и детальная информация им недоступна. Конечно, есть в ситуациис с ОРС некоторые тонкости - схему свитча придется обязательно  согласовать  с МПС. Кроме того, в ОРС пока нет поддержки торговых операций по картам МПС. Это важный минус и реализовать эти операции с учетом сложного клиринга МПС  не так просто. И наконец, главное. Если напрямую использовать имеющуюся ОРС, то придется решить и вопрос «зарубежного владения» этой компанией (ОРС контролируется группой Societe Generale). Но эту проблему можно решить быстро — просто купить ОРС  и оформить на компанию-резидента.

 Кстати, а как новая обязанность любой платежной системы - разворачивать свои операционные центры обработки на территории РФ, не позволит ли это сразу и надежно защить граждан и наши транзакции, не создавая новых платежных систем?

 Вряд ли эти требования серьезно повысят защищенность наших транзакций – владельцы этого центра всегда смогут при желании отключить обработку. Для этого есть средства. Даже, если операционный центр находится в центре Москвы. Хотя, конечно, привычнее и спокойнее, когда центр здесь, в России.

 Что можно сказать о том, насколько охотно банки будут вступать в эту новую платежную систему, становиться членами акционерного общества, в котором пока есть только один участник – Банк России?..

 Не знаю как насчет акционерного общества, но, думаю, членами НСПК по крайней мере, крупнейшие банки станут, с уплатой соответствующих членских взносов и получением необходимых сертификатов, лицензий и проч. Тоже все конечно, не бесплатно. Этим кстати, затраты государства в первом приближении отобьются. Что касается притока новых клиентов в НСПК и увеличения доходов банков-участников, то вопрос непростой. Конечно, приятно получить новую большую аудиторию - клиентскую массу. Другое дело, что любая аудитория должна быть прибыльной, рентабельной. И если это совсем необстрелянные клиенты, которые только что получили карту, то эти клиенты будут как правило, высокорисковыми. Они будут допускать просрочки, будут небрежно хранить карту, сообщать друзьям ПИН-коды и так далее, а это вызовет и излишние потери. Да и денег у них будет не так уж много, если карты будут раздавать бюджетным организациям и пенсионерам. На этой аудитории банки много заработать не смогут — ведь те, кто хотел открыть банковский счет, уже давно его открыли и имеют карту других платежных систем. Хотя в целом проект конечно, будет являться драйвером развития безналичных платежей. Конечно, и торговцы к нему повернутся, ведь если они будут знать, что любая старушка, врач или учитель имеют в кармане карту, на которой есть деньги - они охотнее будут оборудовать свои торговые места средствами приема этих карт. Кроме того, напомню, есть требования, которые обязывают национально значимые платежные системы использовать ИТ продукцию отечественных разработчиков, что опять-таки дополнительно и стимулирует развитие этих самых отечественных ИТ,  и создает новые рабочие места. Уверен, что уже в следующем году мы увидим первые результаты это важной и большой работы.

 

Г-н Аитов, спасибо за интересное интервью!

(Интервью взято 14.07.2014 года)

 

Тимур Аитов

Вице-президент, Национальный платежный совет

Образование

Окончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина. Кандидат физико-математических наук.

Профессиональная деятельность

С 1991 по 1999 год – «Торговый дом ГУМ», директор центра компьютерных технологий. 
С 1999 года – директор и соучредитель «ГУМ-Интернет» (филиал «Торговый дом ГУМ»). 
С 2003 по 2006 год – директор по развитию «РБК-Софт» (группа компаний РБК). 
С 2006 по 2008 год – директор по развитию РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций). 
С 2009 по 2010 год – вице-президент Ассоциации региональных банков России. 

С декабря 2010 года – исполнительный директор Ассоциации российских банков. 
С августа 2012 года – вице-президент Национального платежного совета (НП «НПС»).

О компании

Основной целью деятельности НПС является объединение усилий участников российской национальной платежной системы для обеспечения стабильности, развития и повышения эффективности институциональной и инфраструктурной составляющих национальной платежной системы; консолидации позиций участников рынка по вопросам развития национальной платежной системы; аккумулирования, экспертизы и распространения лучших практик; развития и продвижения на российском рынке передовых технологий в рамках национальной платежной системы.

УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ

·         2014 г.: Информатизация бизнеса в России

·         2011 г.: Государственные электронные услуги стратегические задачи и практические решения для России

·         2010 г.: Государственные электронные услуги приоритеты и условия реализации в России

Источник: http://www.vedomosti.ru

Категория: Экономика | Добавил: En (06.08.2014)
| Теги: bodyбанк/body | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2015 PORTALBISINFO/ Разработчик: Енин Владимир Николаевич /
Войти Зарегистрироваться
Свернуть
Развернуть
Необходима авторизация
0