Курс доллара превысил 63 рубля Госдума приняла закон об усилении наказаний за хищение средств с банковских карт Госдума приняла закон, обязывающий аудиторов сообщать о сомнительных сделках Российские судьи пресекли в 2017 году нелегальный вывод за рубеж более 50 млрд рублей Кабмин вносит поправки в законопроект об освобождении от применения ККТ торговых операций Монголия создаст специальные таможенные проходы для сотрудничества с РФ и КНР Югра планирует начать перерабатывать 100% твердых коммунальных отходов к 2030 году Росавтодор планирует летом провести тестовые проезды беспилотных автомобилей Госдума приняла закон об усилении контроля за эксплуатацией лифтов Госдума приняла закон о порядке списания долгов по неустойкам при госзакупках На Чукотке впервые начали строить лодки для морских зверобоев Эксперты: летние туры в Сочи не будут дорожать на фоне ЧМ-2018 Минпромторг рассчитывает на рост интереса туристов к покупкам на территории РФ с tax free Набиуллина: банковский сектор РФ сейчас более подготовлен к разного рода рискам Резидент СПВ разработал проект строительства первой в Певеке птицефабрики
Главная » Интервью » Церковь

Епископ Канский и Богучанский Филарет (Гусев): «На мой взгляд самое страшное - ложь и клевета»

Епископ Канский и Богучанский Филарет (Гусев): «На мой взгляд самое страшное - ложь и клевета»

 На вопросы ИАП «Бизнес Центральной России» отвечает Епископ Канский и Богучанский Филарет (Гусев).

Владыка, как начинался Ваш путь к вере? Как относились к Вашей в семье и в школе?

Несмотря на атеистическое государство и атеистическое воспитание в семьях, в 80-е годы Господь направлял стопы многих в Церковь. На самом деле это чудо Божье, ведь назвать себя в атеистическое время верующим человеком означало наложить на себя клеймо. Я вспоминаю ту чистоту любви к Богу, которая вела меня в храм. Несмотря на запреты матери, я внимал наставлениям своих бабушек, которые рассказывали мне о Боге. Эти рассказы меня впечатляли и круг моих интересов во многом отличался от сверстников. Мне уже тогда хотелось стать образованным священником. Духовной литературы не было, первоначальные представления о Боге и Церкви я черпал из наставлений своих бабушек. Помню, как мама ругала их. Но во всем оказался Промысел Божий.  

Школу я очень любил, учеба мне давалась легко. Родители никогда не проверяли домашние задания и даже не видели, когда я их выполнял. С детства любил читать. Мама мне еще в дошкольном возрасте прививала любовь к книгам, их у меня было много. На ночь она всегда мне что-то прочитывала. Несмотря на мою любовь к школьным предметам, мне было весьма интересно многое то, что сверстники считали для себя ненужным. Помню, как однажды мама с негодованием пришла с работы и стала меня ругать за то, что я убедил внука директора льнозавода в том, что Бог есть. Его впечатлило мое рассуждение, и он пришел и с уверенностью сказал об этом своей бабушке. Она спросила о том, кто ему это сказал, он указал на меня. Тогда мне было 9 лет. На маму я не обиделся, но каждый вечер в постели я по-своему стал молиться Богу с различными детскими просьбами. Я вел себя как обыкновенный ребенок, порой был непослушен и всегда проявлял настойчивость. Даже учителя говорили матери, «Ваш сын растет умным, но у него очень упрямый характер». Может быть, именно этот характер и помог мне отстоять в школьные годы позицию верующего человека. В 12 лет я тайком пришел в храм и покрестился. Моим крестным отцом стал прекрасный священник, приснопамятный протоиерей Леонтий Мельник. С этого времени он занимался моим духовным окормлением. Я тайком приезжал на велосипеде по воскресным дням в храм и искал возможности побеседовать с батюшкой. Мама и не подозревала о таком общении.  Когда отец Леонтий спросил, хочу ли я в семинарию, меня охватила необычайная радость, и так я старался еще лучше учиться, чтобы поступить в духовное учебное заведение. Этой мечтой я жил все годы учебы в школе. Я проявлял хитрость и не отказывался от школьных инициатив. С 5 класса я возглавлял пионерскую дружину в школе, участвовал во всех пионерских слетах, в тоже время цель у меня была поставлена и ничто не могло на нее повлиять. Со временем учителя стали меня готовить к поступлению в ВУЗ и каждый хотел, чтобы я выбрал именно его профиль. Я со всеми соглашался, но идти в ВУЗ я не желал. Учителя недоумевали, как я сочетал в себе религиозность и полноценное участие в школьной жизни. Были случаи, когда на уроках учителя специально затрагивали церковную тематику, чтобы указать на меня, но я всегда давал отпор и переводил урок в нужное русло. Как-то директор школы меня в одной из полемик назвала «святоша чертов», я ответил, что с демонической силой не дружу, а она, директор, видимо, всецело находится под ее влиянием. Было много негодований с ее стороны, но мне на душе было спокойно. После этого случая мы много с ней разговаривали о вере, после чего она стала относиться к моим религиозным воззрениям с глубоким уважением. В основном многие учителя меня понимали, только не могли об этом открыто говорить. К моменту окончания школы в общественном сознании уже произошло изменение отношения к Церкви, многие с почтением стали смотреть на мои религиозные интересы. Вспоминаю, как в девятом классе я от руки переписал брошюру с чинопоследованием богослужений. Эту книжку мне дала церковная певчая, и для меня эта информация была настолько важной, что я решил ее переписать. До сих пор эта тетрадь хранится у меня дома. Со многими учителями я общаюсь и сейчас, у некоторых стал крестным отцом внуков.

Как реагировали Ваши родители, когда узнали, что Вы намерены принять постриг?

Постриг я мечтал принять с 18 лет. Но так сложилась жизнь, что Господь сподобил меня стать монахом только в 26 лет, когда я уже сформировался как личность и как педагог. Однажды вечером, за ужином, я сказал о намерении принять постриг. В целом родители уже были к этому готовы, и мама дала свое благословение. Постриг совершался в приходском храме, и мама пришла на этот чин, стояла в стороне и плакала. Ее можно было понять, ведь я единственный ребенок в семье.

Владыка Филарет, Вам нет еще и сорока, за плечами стремительно растущая карьера. Что Вы испытали, когда узнали, что будете епископом?

Предварительно разговор был с правящим архиереем Тверской епархии ныне митрополитом Виктором, который сказал мне о принятом им решении разукрупнить епархию, и я был назван кандидатом на одну из кафедр. Затем предстояло собеседование с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Варсонофием, со Святейшим Патриархом и с членами Священного Синода. В душе был трепет. Особо запомнилась беседа с Его Святейшеством, который спрашивал меня о видении епископского служения. Трепетно было на Священном Синоде. Когда объявили результат, то просто не верилось, что Господь призвал меня к архиерейскому служению. Радость, и в то же время осознание особой ответственности были на душе.

Как строить рабочий день светским топ-менеджеров, как им бороться стрессами и депрессией, как добиться успехов и других особенностях построения успешной карьеры - обо всем об этом рассказано во многих статьях и книгах. Но синдром хронической усталости и еще более серьезные психологические и психические состояния не обходят стороной ключевых менеджеров компаний. Как удается Вам без устали трудиться. Все успевать и не уставать и не унывать при этом? Как построен Ваш рабочий день? Как на все у Вас хватает энергии и сохраняется бодрость духа?

Действительно, наша жизнь привносит в душевное состояние людей некий диссонанс. Всеобщая депрессия характеризует современных менеджеров-управленцев. Для верующего человека возможно преодолеть и это состояние.

Мой день чаще всего строится так: утром вычитываю монашеское правило, так как в течение дня порой не находится время для этого, далее завтрак, если не служу, а затем еду в епархию. Каждый день у меня встречи, общение с духовенством и с простыми людьми. Я уезжаю домой только тогда, когда последний посетитель мною принят. Я никогда не откладываю встречи на потом. Если человек пришел, значит у него есть нужда. Я люблю часто совершать богослужения, но после службы, где бы я ни был, обязательно еду в епархиальное управление. Приезжаю домой где-то часам к 19-20. Ужин, вечернее правило. Кстати, привести себя в должное состояние помогает чтение Псалтири. Перед сном я люблю читать святоотеческую литературу. Засыпаю где-то около часа ночи.

Были ли моменты в Вашей жизни, когда опускаются руки и нет сил ? Как выйти из этого состояния?

Конечно были. На мой взгляд самое страшное - ложь и клевета. От этого всегда устаешь. Кажется, нет сил бороться и только остается уповать на Бога. Проблемы разрешаются только в том случае, если всецело предаешь ситуацию в руки Божьи. В это время особо важна молитва, как личная, так и за богослужением в храме.

Какие проблемы современной церковной жизни Вы считаете наиболее существенными?

Главная проблема связана со священническими кадрами. Не секрет, что еще значительная часть священнослужителей не имеет богословского образования. Это сказывается на приходской жизни. Миссия священнослужителя в настоящее время очень обширная. Надо заниматься катехизацией, религиозным образованием, социальной работой, работой с заключенными и т.д. Порой этим приходится заниматься одному священнику. Хорошо, если на приходе есть помощники. От священнослужителя на сегодняшний требуется разносторонность образования и активная позиция. Те процессы, которые сегодня происходят в государстве и обществе требуют от всех архиереев и священства бдительности и осторожности.

Статистика говорит, что у нас в стране 80% православных христиан, строится множество храмов, но остаются высокие показатели табакокурения, наркомании, разводов, абортов… От чего так?

80%- это достаточно много, но процент воцерковленных людей гораздо меньше. С сожалением можно сказать, что к голосу Церкви не все прислушиваются. Кто-то считает, что в любом грехе можно покаяться и получить прощение. Церковь борется с пороком, который массово охватил общество. На самом деле идет сильное противостояние за нравственные ценности. Церковь предлагает христианскую мораль, светское же общество, ориентированное на западные ценности, предлагает совершенно иное. Секулярный мир противостоит христианскому мировосприятию. Поэтому еще большие показатели и по табакокурению, по разводам и по абортам.

Владыка, Вы являетесь одним из инициаторов преподавания основ религиоведения в школах. Еще во время Вашей работы в Тверской епархии Вами проделана колоссальная работа в данном направлении. Накоплен богатый опыт. С какими сложностями Вы столкнулись на этом пути.  Ведь не так легко изменить отношение родителей, педагогов к такой важной теме?

Религиоведение в школе я стал преподавать с 1995 года. Я разработал свой авторский курс «Мировые религии в структуре цивилизации» и защитил на экспертном совете как программу адаптивного курса. Когда начался в 2009 году эксперимент по апробации новой предметной области «основы религиозных культур и светской этики» Тверской регион вошел в число 19 экспериментальных регионов. Трудности возникли с руководителями образовательных учреждений, с отдельными Управлениями образования. Приходилось выезжать на места и проводить разъяснительную работу. Большинство руководителей не хотели выбирать религиозные культуры, в частности «основы православия», отдавая предпочтение светской этике. Но как только началось преподавание курса, проблемы оказались и со «светской этикой». Одной из проблем стали педагогические кадры. Значительная часть педагогов оказалась некомпетентной в этой области. Курсы в Москве не дали ожидаемого результата. На уровне региона наш отдел религиозного образования провел свои курсы для педагогов. Родители в основном прислушивались к мнению директоров школ, поэтому главная задача состояла в том, чтобы директора относились не предвзято к выбору религиозных культур.

Что Вас сегодня больше всего волнует?

Отношение общества к Церкви и вопрос стабильности положения Церкви в государстве. От этого зависит вся миссия Церкви, вся церковная жизнь народа.

Свойственен ли Вам гнев? Что может Вас раздражать? Это ведь естественные состояния человека и как им противостоять?

Как и каждому человеку мне такие состояния присущи, но я стараюсь сразу от них избавляться. Не раздражаться - это целая наука, прежде всего работа над собой. Меня может раздражать незнание службы священнослужителями, недолжное отношение к своим обязанностям. Противостоять раздражительности можно Иисусовой молитвой или произнесением мысленно слов «Господи помилуй».

Каким не должен быть священник?

Не должен быть меркантильным. Само состояние священнослужителя подразумевает жертвенность служения.

Спасибо за интересную беседу!

Категория: Церковь | Добавил: En (28.08.2014)
| Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
'); jQuery("form#socail_details input[name=social]").val(scurrent); jQuery("form#socail_details input[name=data]").val(data[scurrent]); updateSocialDetails(scurrent); }; jQuery('a#js-ucf-start').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); if (scurrent == 0) { window.open("//sys000.ucoz.net/cgi/uutils.fcg?a=soc_comment_auth",'SocialLoginWnd','width=500,height=350,resizable=yes,titlebar=yes'); } }); jQuery('.uauth-small-links a.login-with').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); var classList = jQuery(this).attr('class').split(' '); var social = providers[classList[1]]; if (typeof(social) != 'undefined' && social.enabled == 1){ if( social.handler ) { social.handler(social); } else {; //unetLoginWnd var newWin = window.open(social.url,"_blank",'width=640,height=500,scrollbars=yes,status=yes'); } } }); }); })(jQuery);
Имя *:
Email:
Подписка: 1
Код *:
Copyright © 2015 PORTALBISINFO/ Разработчик: Енин Владимир Николаевич /
Войти Зарегистрироваться
Свернуть
Развернуть
Необходима авторизация
0
Форекс портал"