Эксперты не верят в новые льготы для российских обводненных месторождений На пограничном острове под Хабаровском предложили создать транспортный узел Эстонский "король пельменей" разорился из-за санкций Правительство направило два миллиарда рублей на шесть самолетов-амфибий В ГД внесли проект об увеличении штрафов в "Платоне" до 20 тысяч рублей В «Три-З» на 15% выросло количество операций по коррекции зрения Губернатор: долю рязанских товаров в торговых сетях региона надо увеличить Трутнев: ТОР "Южная Якутия" развивается быстрее намеченных графиков Рост китайского ВВП в III квартале 2017 года замедлился до 6,8% Министр по развитию Дальнего Востока рассказал об инвестициях в регион Путин подписал закон об исполнении федерального бюджета за 2016 год В Воронежской области темпы прироста экономики увеличатся в два раза Индекс DJIA поставил рекорд, но не смог удержать его Россия и Финляндия обсудили прокладку волоконно-оптической линии связи Правительство исключило из плана приватизации два фармацевтических завода
Главная » Интервью » Экономика

Роман Кацеба: «Мой проект снимает весь мир»

На вопросы Информационно-аналитического портала «Бизнес России и СНГ» отвечает Роман Кацеба – российский арт-фотограф, живущий в Краснодаре, известый супрематическими композициями, которые сообщают зрителю о деталях, правящих миром. Но один из его проектов объединил сотни фотографов со всех континентов.

  • То, что вы делаете как фотограф, - искусство или ремесло?
  • Это самовыражение. Ремесло предполагает зарабатывание денег, а у меня первоначальный импульс к творчеству – запечатлеть значимое, которое лежит на поверхности, но в повседневной жизни остается незамеченным. Увидеть необычное в обыденном.
  • Вы стали художником не после выпускного в художественной школе, со стороны посмотреть – уже зрелый человек начал снимать арт.
  • Я просто стал делать то, что хотел делать всегда. Первый фотоаппарат у меня был еще в школе, и до сих пор у мамы хранится не меньше сотни старых пленок. Но как совместить возможности инструмента и свой внутренний поиск я понял недавно. Повлияло образование. В тридцать четыре года я пришел в школу фотографии Елены Суховеевой и закончил там несколько курсов - композиции, сложного портрета, истории искусства и другие. Это мне очень помогло. Дало не только знания, но и систематику. Можно сказать, Елена Суховеева сделала из меня автора.
  • А что отличает автора от простого фотографа?
  • У человека должна быть внутренняя позиция, содержание, взгляд на мир. На этой базе уже возможно строить художественное высказывание и транслировать его миру. Первые фотографии, которые я делал, – это были просто красивые картинки. Но отсматривая спонтанно сделанные фотографии, я стал задавать себе вопрос: а для чего я это делаю, что я хочу получить? С этого и начинается авторская фотография. Пусть даже ответы на эти вопросы ты получаешь не в словах, а в чувствах и мыслях.
  • И каков ответ, для чего вы это делаете?
  • Есть такая концепция: в единой капле может отразиться весь космос. Мои проекты отражают эту мысль, философию. Фотоаппарат  - не столько средство фиксации действительности вокруг, сколько средство для исследования самого себя, своего понимания окружающего.
  • Сказалось ли как-то ваше техническое образование на творчестве?
  • Да, конечно. Я по образованию сетевой инженер, строю сети передачи данных. Построение сетей – это построение системы. Думаю, уместно будет сравнить большую сеть связи с живым организмом, которому необходима помощь и контроль. Если вовремя не отреагировать на проблему, организм сразу ответит сбоем в работе. Это учит быть внимательным к деталям. Понимать, что даже самый маленький нюанс может оказаться решающим. Все мои проекты, которые я показывал на выставках и которые можно посмотреть на моем сайте romankatseba.photo, сообщают о значительности деталей.
  • На сайте выложены четыре серии, а сколько проектов сейчас у вас в работе?
  • Один почти завершен, второй - в процессе съемки. Третий снимаю не я, его снимает весь мир.
  • Можно подробнее?
  • Он называется «Небо мира». Я прошу, в основном это происходит через соцсети, людей из разных уголков планеты сфотографировать небо над собой. Фотографии присылают мне на почту с указанием времени и места, где были сделаны снимки. Я выкладываю их в Instagram @sky_observer, сейчас там уже около 200 снимков. Если зритель не будет читать подписи к этим фото, то отличить Англию от Испании, Испанию от Аргентины, Аргентину от Флориды будет невозможно. Небо над Японией и в Москве одинаково. Людям на земле, по большому счету, делить нечего. Границы, которые проведены, которые разделяют народы, начерчены людьми для людей. Но самой природой эти границы не предусматривались.
  • Этот проект будет реализован в выставочном пространстве?
  • Вопрос на злобу дня. Я хотел бы сделать это, но в какой форме, еще не решил. А пока есть страница проекта skyobserver.space в сети. Преимущество его еще в том, что такой проект может продолжаться вечно (смеется).
  • У вас есть камера, интернет, образование, - чего порой не хватает фотографу для дальнейшего развития - связей, техники?
  • По технике – это вечный вопрос. Техники всегда будет не хватать. Тут нужно подходить по принципу достаточного, а не желаемого. А так,  образование, самообразование - вот что никогда не будет лишним. Художнику необходимо понимать, что делается в мире, куда движется творческая, художественная мысль. Сейчас, например, я с интересом слушаю лекции Бориса Гройса, очень освежает. Чего мне не хватает и к чему я буду всегда стремиться - получение новых знаний о современном мире. Это подпитывает творческие способности, подбрасывет новые идеи.
  • Какие события, люди в вашем окружении влияют на вашу фотографию, вдохновляют?
  • Судя по моим работам, я, наверное, все-таки интроверт. Вдохновение мне приходит не от людей. Что касается событий, да, в Краснодаре есть хорошие фестивали.  Фестиваль  современного искусства «Может». Фестиваль Photovisa – знаковое событие, я участвовал в там в портфолио ревю. Получил довольно разнонаправленную критику от ревьюеров – от полного разгрома до поддержки и похвалы. Честно говоря, получая такую критику, я прихожу к выводу, что не стану делать проект только потому, что он кому-то должен понравиться. Когда-то фотограф Виктор Хмель сказал мне, что автор должен делать то, что нравится только ему. Сначала я принял это в штыки, потом на веру, а сейчас сам убедился: у автора должна быть внутренняя позиция и честность перед собой.
  • Ваша серия «Знаки» показывает преемственность по линии русского супрематизма. Вам нравится быть человеком, который представляет отечественную традицию, страну, регион?
  • Супрематизм – это то, что мне очень близко, да, и то, что он родом из России, –большой приятный бонус. Но мне хотелось бы быть частью мира. Привязать себя к супрематизму, как течению в искусстве  - да. Привязать себя к территории – пожалуй, нет. Такой посыл отражается и в моем проекте «Небо мира», который показывает, что принадлежность к месту  или территориальная принадлежность более чем условна.
  • Серия «Чужие» напоминает фотоигру, сразу догадываешься, что у вас есть дети, с которыми вы можете так же поиграть, превращая обычные предметы в посланников с других планет. Семья и работа не становятся для вас причиной внутренней двойственности, разделения на художника и обывателя?
  • Так не рассматривал. Я живу по принципу «все делать с радостью» – и ходить на работу, и возвращаться к семье, и фотографировать.
  • Какие имена и работы в искусстве, в фотографии вас вдохновляют?
  • Малевич вдохновляет. По духу мне близки минималисты, модернисты. В фотографии? Сара Мун, Йозеф Куделка, Софи Каль.
  • Экспериментируете с новыми технологиями?
  • Да, один из моих новых проектов будет связан с работой в «Фотошопе». Чистая фотография - это хорошо, но стоять на месте не хочется. Я захотел что-то привнести в изображение.
  • Как художник, вы живете только проектами: сразу задумываете тему и работаете на нее?
  • Да. Хотя тут возможен разный подход. Проект «Знаки», например, шел от  концепции: сначала идея, что дорожные знаки могут быть прочитаны как знаки перехода в другую реальность, а потом я уже стал это снимать. А серия «Воспоминания младенца между мирами» сначала появилась как визуальный ряд, потом была полностью забракована, несколько раз переснята и только потом я сформулировал то, что хотел сказать, создавая проект. А само название мне пришло во сне.
  • У вас амбициозные цели в искусстве?
  • Моя цель в творчестве – быть понятым, но и заметным, конечно, тоже. При этом, честолюбие не должно мне мешать оставаться честным перед собой.
  • А что эта честность для вас обнаружила, что вы поняли, делая свои проекты?
  • Процесс осмысления становится постоянным, он затягивает. Разгадывание, размышление над  взаимодействием главного  со второстепенным в кадре  и в жизни стало для меня обычным процессом, и это, пожалуй, меняет качество жизни.

          -    Роман, спасибо за интересную беседу!

Ольга Иванова.

Категория: Экономика | Добавил: En (20.07.2016)
| Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Copyright © 2015 PORTALBISINFO/ Разработчик: Енин Владимир Николаевич /
Войти Зарегистрироваться
Свернуть
Развернуть
Необходима авторизация
0
Форекс портал"